Как в Белоруссии провели пенсионную реформу без протестов

Открытые медиа
упрощаем доступ к общественно значимой информации

05.09.2018, 12:01

Внимание граждан Белоруссии отвлекли от повышения минимального трудового стажа и пенсионного возраста борьбой с тунеядцами

В республике пенсионная реформа, значительно ухудшившая условия выхода на пенсию, началась несколько лет назад и до сих пор не завершена. Сначала в стране подняли минимальный трудовой стаж, потом — пенсионный возраст, а теперь власти заговорили о системе самостоятельного накопления на пенсию. Но всё перечисленное не вызвало всплесков народного возмущения.

Поле для экспериментов

Политологи и журналисты неоднократно отмечали: российские власти перенимают многое из того, что в разное время уже было опробовано в Белоруссии. Союзная республика становится «полем экспериментов» в разных областях. В этом ряду: возвращение советской символики, запрет на зарубежное финансирование НКО, импортозамещение, интернет-ограничения и т. д.

Предпосылки для пенсионной реформы в республике похожи на российские: демографическая ситуация здесь такова, что, если оставить все как есть, вскоре на одного работающего белоруса будет приходиться один пенсионер.

Основой реформы стало повышение минимального трудового стажа для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста. С советских времен он составлял 5 лет, и правительство начало с того, что с 1 января 2014 года увеличило его вдвое — до 10 лет. С 1 января 2016 года он составил уже 15,5 лет. Далее он ежегодно увеличивался на полгода до достижения показателя в 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется трудовой стаж с уплатой страховых взносов не менее 20 лет.

Те, кому не хватило страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Сегодня ее размер — $45.

Некоторое недовольство в обществе вызвало даже не это повышение, а то, что в трудовой стаж по новым правилам перестали засчитывать периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы по призыву, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались.

Вопрос о том, чтобы создать накопительную пенсионную систему и вывести пенсионные средства (пусть частично) из-под госконтроля, всерьез даже не обсуждался. По этому поводу министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина заявляла: «Следует понимать, что в существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски».

«И скажи женщине, что она старуха»

В 2016-м году правительство заявило о предстоящем увеличении пенсионного возраста. Чиновникиобъясняли, что в противном случае Фонду социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии, грозил огромный дефицит.

Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет.

Президент Александр Лукашенко, говоря о пенсионной реформе, заявил, что она нужна в связи с изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни. «И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай — другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик — это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить, и потянет», — сказал Лукашенко на совещании по вопросам развития пенсионной системы.

Также он упомянул военных пенсионеров, которые уходят на пенсию в 45 лет: «И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех».

Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудой сообщил, что нововведение будет способствовать ускорению темпов экономического роста. В частности, позволит сократить дефицит ФСЗН и будет способствовать росту ВВП более чем на 1%, начиная с 2019 года.

В итоге остановились на первом сценарии: 58/63. Поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Но и на этом власти останавливаться не собираются. Минфин не исключает вариант, при котором для населения пенсионное накопительное страхование могут сделать добровольно-принудительным. Зато обещает снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий. Сейчас пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка).

Почему не возмущались

Пенсионная реформа в Белоруссии не сопровождалась сколько-нибудь заметными протестными акциями. Во-первых, белорусов за 24 года правления Лукашенко уже приучили к тому, что участие в любом протесте — это арест, увольнение с работы, конец карьеры и маргинализация.

Но есть и другая причина — умелое переключение внимания. Сразу за пенсионной реформой была начата борьба с «тунеядцами». Вступил в действие подписанный Лукашенко Декрет № 3, и полмиллиона человек получили извещения, что они обязаны заплатить в бюджет немалую сумму — так называемый «налог на тунеядцев», сбор с тех, у кого нет официального источника доходов.

«Каждый 10-й в работоспособном возрасте получил такую бумагу, — сказала в комментарии «Открытым медиа» Ольга Карач, белорусский политик, лидер гражданской кампании «Наш Дом». — Вышло так, что проблемы с пенсиями — они будут там, когда-то в будущем. А заплатить за год $280 «налога на тунеядство» — нужно уже сейчас, и так каждый год. Вот весной 2017-го люди и пошли на улицы протестовать против Декрета № 3, забыв про пенсионную реформу».

Катастрофа для рынка труда

На размеры пенсий реформа не повлияла, уровень жизни пенсионеров тоже не изменился. Другое дело — занятость. Никаких существенных мер по адаптации рынка труда к приходу дополнительной рабочей силы не предпринималось. По подсчетам НИИ Минэкономики, при повышении пенсионного возраста на 5 лет количество трудоспособного населения увеличится на 670 тыс. человек. И это люди, которые держатся за свои рабочие места.

«Получилось, что пенсионная реформа во многих отраслях, по сути, «выключила» возможность карьерного роста для молодых специалистов. Основа белорусской экономики — госпредприятия, и их директора не ввязываются в увольнение пожилых работников, чтобы не получить обвинение в «антисоциальной политике». Да и пожилые люди — основной электорат Лукашенко, — пояснил «ОМ» Андрей Аксенов, белорусский экономист. — В результате вся карьерная цепочка остановилась. Молодежь это увидела и рванула за рубеж — в основном в Россию и Польшу».

Реформа накладывается на другую неблагоприятную тенденцию: промышленность за последние 7 лет потеряла 200 тысяч рабочих мест.

Хотя власти манипулируют статистикой и заявляют о «рекордном спросе на рабочие руки», на практике 90% вакансий — с зарплатой ниже прожиточного минимума или для узких специалистов. А самоубийства из-за невозможности устроиться на работу стали для Белоруссии нередким явлением.


Источник: https://echo.msk.ru

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку "Отправить", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных